Коммунальное государственное казенное предприятие

Аркалыкский политехнический колледж

07/11/2024  Четверг
        8 (71430) 7 59 83
Костанайская область, г. Аркалык, улица Абая 112

Подготовила психолог Ахметова С.С.

Служба психолого-педагогического сопровождения (ППС) является структурным подразделением учебно-воспитательной службы колледжа. В состав службы входят социальный педагог и психолог, которые занимаются социально-педагогическим и психолого-педагогическим сопровождением всех участников образовательного процесса.

Целью психолого-педагогического сопровождения является содействие созданию условий социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Работа службы психолого-педагогического сопровождения основана на принципах конфиденциальности, системности, приоритете интересов студента, ориентированности на повышение качества и обеспечение доступности психологической помощи для всех участников образовательного процесса.

В сентябре 2018 года в Аркалыкский политехнический колледж поступило 110 абитуриентов, которые на сегодняшний день являются студентами первого курса. С сентября по ноябрь месяцы я вела интенсивную и систематическую, как диагностическую, так и профилактическую работу с первокурсниками. Основная задача на этот момент – это изучить психомаральное состояние каждого студента, чтобы выявить категорию студентов, нуждающихся в психологической помощи/поддержке для успешной адаптации как в новую среду, так и в новую систему образования. Психодиагностические исследования позволяют сделать временный или пространственный срез текущей ситуации, на основе которого можно сделать выводы о благополучии или неблагополучии и прогнозировать развитие ситуации. В этом году проводились психодиагностические исследования разной направленности: диагностика первокурсников позволяет выявить степень адаптации, уровень тревожности, агрессивности трудности в обучении, выявить лидеров и тд.

В этом году я использовала 3 базовые диагностические методики:

· «Самооценка психических состояний» под редакцией Ганс Юргенк Айзенка, британский ученый-психолог.

· «Социометрия»

· «Уровень депрессии» под редакцией Элизабет Бек.

«Самооценка психических состояний» под редакцией Г. Айзенка позволяет исследовать 4 основных критерия: тревожность - это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения; агрессивность - это не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру; фрустрация - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, отчаянии, тревоге и т.д.; ригидность - это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по назначению свойство личности – пластичность. В результате получила следующие результаты.

Группа ОП – 17.

Группа ТО – 18.

Группа ЭМ – 12.


Группа П – 01.

МСМ – 19.

Следует сделать вывод, что результаты диагностики достаточно хорошие. Не обнаружены студенты с высокой агрессивностью, а так же не выявлены студенты склонные к самоповреждению, то есть аутоагрессией. Уровень тревожности в пределах нормы.

«Социометрия» позволяет позволяет получить информацию о социально-психологических отношениях в группе, статусе студентов в группе, а так же о психологической совместимости и сплоченности в группе. В каждой группе выделились лидеры: в группе П-01 Сабыр Гасыр, в группе ЭМ-12 Алтай Данияр, в группе ОП-17 Нурбаева Диана и в группе МСМ-19 Ерюков Геннадий. Пристальное внимание следует уделить студентам, занявшим позицию «непринятые», такие как: из группы П-01 Бүркітбай Дана, Исмагулов Даулет, Калиева Ботагоз, Сағынғали Нұрислам, из группы ЭМ-12 Копеев Азамат, Насрединов Алишер, Салық Нұрсұлтан.

«Уровень депрессии» под редакцией Э. Бека позволяет выявить депрессивное состояние человека и установить его тяжесть на данный момент. В результате диагностики я получили следующие выводы: группа ОП-17 умеренная депрессия 10%, легкий уровень депрессии 72%, депрессия отсутствует у 18% опрошенных; группа ЭМ-12 умеренная депрессия 16%, легкий уровень депрессии 53%, депрессия отсутствует у 37%; группа ТО-18 выраженная депрессия 4% (Байтуяк Аян), легкая депрессия 50%, депрессия отсутствует у 46% опрошенных; группа П-01 умеренная депрессия 20%, легкий уровень депрессии 80%; группа МСМ-19 умеренная депрессия 5%, легкий уровень депрессии 28%, депрессия отсутствует у 67% опрошенных. Студент, у которого обнаружен выраженный уровень депрессии был приглашен для индивидуальной работы, с ним проведена консультация, а так же даны рекомендации мастерам и кураторам групп для дальнейшей работы со студентами с умеренным уровнем депрессии.

Далее был определен список студентов, нуждающихся в особом внимании, с которыми проводилась дальнейшая как индивидуальная, так и групповая работа.

С 5 по 10 ноября я проводила трениговые занятия с целью улучшения процесса адаптации, сниятия барьеров в общении со сверстниками, а так же снятия чувства тревоги.

16 октября 2018 года был проведен круглый стол «Қыз тәрбиесі – ұлт тәрбиесі». Цель - профилактика ранней беременности, правонарушения против половой неприкосновенности среди несовершеннолетних.

9 ноября 2018 года была проведена встреча с наиб имамом городской мечети Бектурсыном Торгайбайулы. Цель – профилактика религиозных отклонений, а так же были затронуты вопросы профилактики суицида.

Подведя итог, хочу сказать, исходя из проделанной работы, что 92,8% первокурсников успешно прошли адаптацию к новым условиям образовательного процесса. Учащихся, состоящих в категории «группы риска» рекомендую привлекать к общественной жизни, как группы, так и колледжа, правильно организовать им досуговую деятельность, применить к ним индивидуальный подход, а так же быть в контакте с родителями данных студентов.

Фотогалерея

Тренинг социальной адаптации студентов 1 курса

Круглый стол «Қыз тәрбиесі – ұлт тәрбиесі»

Профилактика религиозного экстримизма встреча «Жастар – діннің тірегі»

Тренинг по профилактике аутодиструктивного поведения «Жизнь прекрасна!»